Ледяной апокалипсис
Семнадцатого сентября в книжные магазины поступит новый роман Владимира Сорокина «Путь Бро». Недавние акции «Идущих вместе», призывавших посадить писателя в тюрьму за его художественные произведения, сделали имя Сорокина широко известным. Кто-то купит его новую книгу в надежде на скандал и непристойность. Между тем «Путь Бро» являет нового Сорокина. Жуть, которой он обычно взрывал плавное течение своей как бы традиционной «соцреалистической» прозы, теперь органично растворилась в общем замысле апокалиптической эпопеи.
Кто-то заметил, что романы Владимира Сорокина невозможно пересказать, даже если по видимости в них есть сюжет и упорядоченность действия. Как правило, получается набор абсурдных допущений, развиваемых автором в противоположные стороны. Надо быть осторожным.
Твердо можно сказать, что «Путь Бро» — роман, описывающий события, предшествующие тем, о которых идет речь в книге Владимира Сорокина «Лед». Все, как обычно, начинается в классических тонах. Идиллическое дореволюционное детство Александра Снегирева. Гибель семьи в революцию, контузия, мытарства, скитания. Выясняется главное — герой родился в день падения на землю тунгусского метеорита. Именно тот наделил мальчика сверхобычными способностями и ощущениями. Изгнанный из университета как чуждый элемент, герой попадает в конце 20-х годов в экспедицию, обследующую место падения метеорита. На подходе к «зоне» он обретает наркотическое ощущение близости чего-то огромного и родного.
Метеорит открывается ему как глыба космического Льда, несущего мировую гармонию. Вода, на которой была основана земная жизнь, — ошибка породившего все Света. Герой — один из 23 тысяч изначальных творений Льда и Света, которые, объединившись, смогут уничтожить адскую и хаотическую землю, населенную мясными машинами. Он обретает свое подлинное имя — Бро. В нем просыпается «ледяное» сердце, которое одно противостоит земному мозгу и злой воле людей.
Иногда начинает казаться, что это «евангелие от Льда» пишет мальчик Кай, похищенный Снежной Королевой из сказки Андерсена. Начинается авантюрная часть романа. Бро отыскивает «братьев и сестер во Льду» среди комиссаров, попов, евреев, домохозяек, модисток, нищих, иностранных специалистов, чекистов. У них одна общая примета — они голубоглазы и светловолосы. Череда приключений, связанная с попыткой пробраться внутрь советской власти с помощью «своих» в ОГПУ, заканчивается не слишком мотивированным переездом в Германию.
Окончание романа достаточно скомкано и обозначено пунктиром. Разум героя замутнен ненавистью к мясным машинам вокруг и поиском людей «ледяной гармонии», отнимающим много сил. Мелькают Сталин, Гитлер, Лени Рифеншталь, война страны Льда со страной Порядка. Не исключу, что краткий конспект новейшей истории «мясных машин», увиденных человеком Льда, связан с издательской необходимостью. Герой умирает в самом начале 50-х годов в одной из небольших северных стран. Можно перечитывать роман «Лед», потом опять вернуться к «Пути Бро» и так вплоть до выхода следующей части эпопеи.
Стилистическое единство прозы никогда не отличало Владимира Сорокина. В старых романах плавное течение квазисоцреализма прерывалось чудовищными актами насилия, каннибализма и дефекации. В «Пути Бро» хаос, лежащий в основании клишированного и привычного мира, разливается постепенно человеконенавистнической утопией «ледяной гармонии Света». Писатель переключает стилистические регистры, показывая, что матерщина и рвотные рефлексы — это не самое страшное для читателя. Можно обойтись и без этого, не маленькие. Юным энтузиастам «Идущих вместе» тут придраться не к чему. Здесь нужны идеологи рангом повыше. Создадут ли они, в свою очередь, рекламу «новому Сорокину»? Поживем — увидим.
В любом случае искусство, литературу и философию XXI века мы узнаем сразу. Они наверняка будут запрещены в «новой России».
17.09.2004