Новый роман Владимира Сорокина: Гори, Вавилон!
Рецензия на новый роман писателя Владимира Сорокина «Манарага», который в прямом смысле жжет.
Горящие книги — сюжет для мировой литературы далеко не новый, и, казалось бы, после Брэдбери писать на эту тему нет никакого смысла. Но постмодернизм (а если быть совсем точным, то и постпостмодернизм) тем и хорош, что позволяет с достоинством оттоптаться на любой священной корове.
Для Владимира Сорокина, как мы понимаем, границ нет никаких: великолепный стилист, он с легкостью плавает в пучине всякого литературного жанра, мастерски имитируя творческий почерк любого писателя — достаточно вспомнить великолепные вставки в «Голубом сале» или искрящуюся переливами стилей «Норму». В «Манараге», своем новом романе, Сорокин предстает перед нами во всей своей писательской мощи и выдает на-гора, возможно, главную русскоязычную книгу года.
«Манарага» — это тот самый «сорокинский киберпанк», что начинался в «Сале», уверенно продолжился во «Льде», просвистел сквозь дилогию «День опричника» — «Сахарный Кремль» и окончательно зафиксировался в «Теллурии». Здесь всё почти похоже на наши мечты о будущем — послушайте иного государственного технократа, — тут вам и чипированные мозги, и возможность изменить внешность (пластическая хирургия на высоте), и отсутствие ненужного хлама вроде бумажных книг… Вот, собственно, в книгах-то все и дело: последователи брэдбериевских «пожарных» — сорокинские «шеф-повара» — не просто жгут книги. Они на них готовят, используя старинные (и не очень старинные) фолианты как дрова. Дело опасное — ибо подсудное.
Сорокин даже сообщает нам подробности: «Первый стейк был зажарен в Лондоне на пламени первого издания „Поминок по Финнегану“, выкраденного из Британского музея. Так родился book’n’grill».
Заветная Манарага, вынесенная в название, — это гора на Урале, где якобы спрятана секретная лаборатория по книжному клонированию. Туда и отправляется главный герой, повар-шеф со стажем Отправляется во славу общемирового фастфуда, вселенской жвачки (гурман Сорокин со времен «Пира» так мощно не описывал застолья, как здесь).
«Манарага» — роман-предупреждение, кривое зеркало. Киберпанк, стремящийся к киберанархии, а может, к киберфашизму — штука довольно жуткая. И Сорокин отменно предупреждает нас о ключевых ловушках на этом стремительном пути в будущее, который на деле оказывается падением в пропасть.
Ах да. В этом мире кое-что все-таки осталось неизменным. Денежные купюры все же продолжают печатать: «В отличие от книг, деньги плохо горят. Поэтому на них и не жарят».
Павел Сурков
Собеседник № 11
22–28 марта 2017 года