«Голубое сало». О чём самый скандальный роман Сорокина?
В рубрике «Книги, о которых говорят» – «Голубое сало» Владимира Сорокина, которое по праву можно считать одним из самых провокационных русскоязычных романов XXI века.
Роман Владимира Сорокина «Голубое сало» – провокационный литературный эксперимент. Не менее занятным является не только сюжет романа, но и то, что происходило вокруг книги в реальной жизни.
Сюжет «Голубого сала» довольно сложно пересказать. Действие разворачивается в двух временных линиях: в недалёком будущем и альтернативном 1954 году. И там и там события вращаются вокруг «голубого сала», загадочного вещества с уникальнейшими свойствами, аналогов которому нет. Оно синтезируется в телах клонов русских классиков.
Прежде всего, «Голубое сало» – книга, в которой важен не столько сюжет, сколько форма. У Владимира Сорокина получилось создать уникальный образец металитературы. В нём одно повествование, полное абсурда и безумия, перетекает в другое. Всё это лишь подчёркивает авторскую игру с языком, жанрами и стилями. Например, в начале истории эпистолярный роман разбавляется отрывками текстов, копирующих стиль русских писателей от Достоевского до Ахматовой. Затем это повествование прервёт бодрый рассказ, напоминающий криминальный боевик.
Очень точно высказался об этом романе Сорокина писатель и литературовед Александр Генис. По его мнению, «Голубое сало» «одновременно рассказывает и НЕ рассказывает историю». Всё написанное больше похоже на сон, чем на литературное произведение. В нём чего только не происходит, что сильно напоминает сумбур сновидения. При этом за всеми невероятными событиями и динамикой мы, читатели, даже не осознаём, что «не мчимся к финалу, а стоим на месте».
Задолго до «Голубого сала», выпущенного в 1999 году, Сорокин показал себя как умелый стилист и мастер провокации. Однако именно этот роман сделал писателя по-настоящему популярным. Случилось это через три года после его публикации. Летом 2002-го молодёжное движение «Идущие вместе» устроило акцию, во время которой активисты кидали в огромный пенопластовый унитаз фрагменты «Голубого сала». Весь перформанс проходил прямо у Большого театра в Москве. Получившуюся инсталляцию они окрестили «памятником Владимиру Сорокину». Скандал обернулся обвинением автора в распространении порнографии. В итоге дело завершилось ничем – правонарушения в его действиях не нашли.